Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов вперед». (В.В. Путин). Двадцать первый век – век стремительного научно – технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации, предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, ее обрабатывать и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свой потенциал, получить навыки ориентации в высокотехнологичном, конкурентном мире. И здесь вырастает социально – педагогическая функция шахмат, сущность которой отражается в развитии способности самостоятельного логического мышления, навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут и обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами – это постоянная систематика детьми получаемых во время занятий шахматами знаний, выработка у них способности адекватной реакции на любой поток информации, способности к ее быстрому осмыслению. Понимая высокий потенциал шахматной игры в развитии школьников, во многих странах и регионах России интегрировали шахматы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахматной игры в образовательный процесс, позволяющий по достоинству оценить эффект воздействия на развитие детей младшего школьного возраста. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В.А. Сухомлинский). В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволит успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, изобретательность и самостоятельность, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность - выгодно выделяют шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения, необходимость учета угроз соперника и расчет вариантов в уме, не передвигая фигуры на доске, создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии самостоятельных оптимальных решений в любой жизненной ситуации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, в соответствие с которыми по окончанию 4-го класса у школьника должны быть сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций, сформирован способ решения проблем творческого и поискового характера, сформированы умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, овладение логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, установлений аналогий и причинно – следственных связей и пр. Шахматная игра, как полифункциональный предмет, это универсальный инструмент к самопознанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.